14 февраля 2017 года на базе МБОУ Ясногорская СОШ состоялся семинар-совещание заместителей директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений муниципального района «Оловяннинский район» по проблеме «Система работы ОУ по комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода к ФГОС нового поколения».
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения детей с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых основное место занимает инклюзивное образование. В соответствии с законодательством дети с ОВЗ могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у всех участников образовательного процесса:
—как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
-должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?
-как осуществляется прием детей с ОВЗ в школу?
-какие нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны в ОУ?
—какие существуют рекомендации СанПиН, которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ?
На все эти и многие другие вопросы получены ответы в рамках семинара-совещания.
Творческий настрой и эмоциональную установку на работу дали присутствующим учащиеся с музыкальным приветствием и директор МБОУ Ясногорская СОШ Шкляр О.Г.
Заместитель председателя комитета по образованию и делам молодежи Дондокова Б.С в своем докладе представила нормативно-правовые основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
В рамках совещания представлена структурно-функциональная модель комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Организационно-управленческий уровень организации в школе специального (коррекционного) обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлен заместителем директора по УВР Копылова Е.Н. Проведенный Еленой Николаевной практикум по составлению учебного плана вызвал особый интерес у присутствующих.
Особенности научно-методического сопровождения инклюзивного образования показала в своем выступлении заместитель директора по УВР Садаева Д.Б. Дина Батожаповна наглядно продемонстрировала коллегам нормативно-правовую базу МБОУ Ясногорская СОШ, особенности разработки адаптированной образовательной программы.
Учитель начальных классов Титова Г.Н презентовала адаптированную образовательную программу учителя, как индивидуально-ориентированный инструмент обучения детей с ОВЗ.
Особую роль в реализации инклюзивного образования играет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психологи школы Сидько Т.М и Сомова И.Ю показали комплексную технологию сопровождения обучающихся, как особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении вопросов обучения, воспитания и социализации.
Созданное в школе инклюзивное образовательное пространство позволяет осуществлять обучение детей с ОВЗ в разных формах: полной инклюзии, частичной инклюзии, комбинированной инклюзии. Учитель начальных классов Хасапетян М.И в ходе открытого урока наглядно смогла показать формы и методы работы организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ. Особые тонкие моменты организации обучения детей показаны в видеофрагментах занятий Сетовой Г.Г.
Участники семинара-совещания отмечают своевременность и актуальность, теоретическую подготовленность и практическую значимость проведенного мероприятия.